Перевал Кату-Ярык: В долину реки Чулышман

Об этом знаменитом алтайском серпантине ходят легенды. Начитавшись различных сайтов и насмотревшись роликов на Youtube, туристы опасаются его даже при повторном знакомстве. Но здравый смысл в этих страхах, безусловно, есть…

В долину реки Чулышман можно попасть тремя способами.  Самый простой и самый затратный – по воздуху. Его мы даже не будем рассматривать, поскольку он вряд ли подойдет для массового туриста.

Река Чулышман на Алтае. Фото: Недолужко А.В. 

Второй способ также весьма дорог, поскольку путешественнику с автомобилем потребуется зафрахтовать баржу в селе Артыбаш и на ней несколько часов плыть по бесконечной глади (если повезет с погодой – примечание автора) Телецкого озера. Баржа обойдется в несколько десятков тысяч рублей (нам предлагали вариант за 50 тысяч), что приемлемо лишь в том случае, если вы наберете 5-6 машин и поделите искомую сумму между их экипажами. Подобные цены не должны пугать – основной туристический сезон на Алтае короток, поэтому местные пытаются максимально заработать в теплые месяцы, чтобы обеспечить свои семьи на предстоящий год.

Телецкое озеро ранним утром. Фото: Недолужко А.В.

Третий способ – самый простой, но он предполагает спуск, а после путешествия – подъем по знаменитому серпантину Кату-Ярык. В хорошую погоду с перевала Кату-Ярык открывается великолепный вид на долину реки Чулышман и петляющую дорогу, пробитую бульдозеристами Ухановыми в конце прошлого века.

Небольшой трактор, обслуживающий единственную дорогу в долину реки Чулышман. Фото: Недолужко А.В.

С высоты гребня перевала Кату-Ярык машинки, ползущие вверх и вниз, кажутся неприметными букашками и мысль о том, что вскоре и тебе придется спускаться в долину, скользя по каменистой дороге, бросает в дрожь, хотя, возможно, это лишь эффект холодного ветра, который часто гуляет на вершине. Не знаю!

Турбаза Кату-Ярык в долине реки Чулышман. Вид с гребня перевала. Фото: Недолужко А.В.

Сам спуск не так уж и страшен, как кажется поначалу, особенно если соблюдать все правила движения по серпантину – излишне не разгоняться, пропускать встречные, карабкающиеся вверх автомобили, и, в случае отсутствия видимости, информировать другие машины о своем присутствии с помощью клаксона.

Серпантин на склоне Кату-Ярык. Фото: Недолужко А.В.

Наверное, самое сложное это возвращение из чулышманской долины. Не у каждой машины хватает сил вскарабкаться по серпантину, поэтому если вы счастливый обладатель маломощной «пузотерки», да еще с задним приводом, готовьтесь к испытаниям. Но прежде чем бежать за помощью (услуга подъема автомобиля на буксире обойдется в 5000 рублей – примечание автора), попытайтесь разгрузить машину (высадите пассажиров) и попробуйте еще раз.

Захватывающий вид с перевала Кату-Ярык. Фото: Недолужко А.В.

Не бойтесь спуститься в долину! Ведь впереди вас ожидает могучий водоскат Учар (Чульчинский водоскат), загадочные каменные грибы урочища Аккурум, сплавы по Чулышману, водопады Куркуре и Кату-Ярык, нашими восторгами о которых мы уже делились.

Перевал Кату-Ярык в Улаганском районе. Фото: Недолужко А.В.

Эти и другие фотографии перевала Кату-Ярык и долины реки Чулышман можно посмотреть в нашей фотогалерее. Другие культурные и природные достопримечательности ищите на нашей карте!