Трёхвспышечная система освещения для макрофотографии в живой природе

Иван Науменко, Михаил Омелько

Содержание статьи:

  1. Зачем макрофотографу нужны вспышки? 
  2. Одна или несколько вспышек?
  3. Системы макровспышек от различных производителей
  4. Представленные на рынке типы брекетов для вспышек
    1. Брекет Fotopro DMM-903/DMM-903s
    2. Брекет Novoflex UNIMARM
  5. Наша трёхвспышечная система освещения
    1. Кастомный брекет
      1. Основание брекета
      2. Руки брекета
    2. Рассеиватели
      1. Рассеиватели на вспышках
      2. Рассеиватель на объективе
    3. О материалах, из которых изготовлена наша система
    4. Преимущества и недостатки кастомного брекета
  6. Фотографии системы в сборе
  7. Примеры снимков 
  8. Заключение
  9. Полезные ссылки

1. Зачем макрофотографу нужны вспышки?

 Макрофотография является обширным направлением фотографии дикой природы и применение искусственного освещения, а именно вспышек, конечно, не является обязательным. Некоторые фотографы снимают только при естественном освещении и иногда можно даже встретить мнение, что искусственный свет вредит художественности снимка. Тем не менее, мы считаем, что грамотное и уместное применение вспышек не умаляет художественных достоинств снимка, а иногда является и необходимым условием для его получения.

Наиболее очевидный повод для использования искусственного света – это, конечно, недостаточное естественное освещение. Например, при съемке под пологом леса без использования вспышек вам придётся либо радикально увеличить светочувствительность матрицы фотоаппарата, получив в конечном итоге снимок подпорченный обильным цифровым шумом, либо использовать штатив, что далеко не всегда удобно при работе в густой растительности. Существует также целое направление макрофотографии, где работать без вспышек вообще невозможно, а именно ночная съемка. Ночная съемка особенно эффективна в зоне тропического климата, где огромное количество беспозвоночных, моллюсков и других мелких животных можно увидеть именно после захода солнца.

Другая сфера применения вспышек – это ситуации съемки в условиях слишком жёсткого дневного освещения. В этом случае, с помощью вспышек можно можно подсветить тени, избежав их провала в полную черноту.

Важно отметить, что применение вспышек позволяет не только решить проблемы недостаточного или жёсткого естественного освещения. Искусственный свет позволяет подчеркнуть скульптуру покровов мелких животных, подсвечивает мелкие, плохо заметные в обычной ситуации детали их строения.

Таким образом, вспышки, при грамотном их применении могут развязать фотографу руки, давая возможность получить технически грамотные снимки вне зависимости от количества и качества естественного света, а также улучшить итоговое качество фотографий.

2. Одна или несколько вспышек?

В макросъёмке можно применять как одну вспышку, так и многовспышечные (2 и более) системы. У обоих подходов есть как достоинства так и недостатки. Рассмотрим их более подробно.

Макрофотография с одной вспышкой.
Достоинства:

  • Дешевизна. Одна вспышка стоит дешевле, чем несколько и этот фактор может быть решающим для начинающего фотографа, когда он еще не уверен в своем желании тратить существенные суммы на это хобби.
  • Компактность и вес. Фотоаппарат с единственной вспышкой (даже с рассеивателем большой площади) гораздо удобней и легче, чем многовспышечная система.

Недостатки:

  • Не универсальность в применении. Это пожалуй единственный недостаток одновспышечной системы, но он, с одной стороны, имеет принципиальный характер, а с другой неочевиден для начинающего макрофотографа. Рассмотрим эту проблему немного подробнее. На фото дан пример использования одной вспышки для макросъемки: вспышка установлена в горячем башмаке камеры и снабжена большим светорассеивателем.
Пример освещения одиночной вспышкой с рассеивателем.

Как видно, такая схема прекрасно работает при съемке объектов небольшого размера (примерно до 3-4 см длиной), когда расстояние между объективом и поверхностью рассеивателя невелико и свет падает под углом сверху, давая мягкое, объемное освещение. Но что получится, если попытаться снять таким образом более крупный объект, как, например, этот гораздо более крупный тропический жук усач?

Пример лобового, плоского освещения при съемке крупного объекта.

Попробуем проанализировать полученный результат. С одной стороны, снимок технически не так уж и плох: он равномерно освещен, здесь нет резких пересветов или проваленных в черноту теней. Такой снимок хорошо показывает внешний вид насекомого и может быть использован для определения его видовой принадлежности. Но при всем при этом снимок вызывает ощущение скуки. Почему так произошло? Так как жук крупный, съемка происходила с довольно большой дистанции. При этом свет начал падать на жука сверху под прямым углом и мы получили скучное, лобовое освещение, которое практически припечатало жука к коре, полностью убив объём.

Для того чтобы избежать подобных ситуаций можно использовать многовспышечные системы. Основной плюс применения нескольких вспышек в макрофотографии:

  • Возможность создавать объемное освещение и подчёркивать скульптуру снимаемого объекта вне зависимости от его размера.

Посмотрим на снимок таракана с острова Борнео. Как и предыдущий жук-усач это крупное насекомое и вдобавок оно имеет уплощенное тело. 

Объёмное освещение, достигнутое применением 3-х вспышек.

Чтобы сделать снимок объемным и подчеркнуть рельеф надкрылий таракана фотограф использовал три вспышки. Основная вспышка (Nikon Speedlight SB-900), установленная в горячем башмаке камеры дала общее освещение сцены. Её свет падал на тело насекомого под прямым углом сверху. Две дополнительные вспышки (Nikon Speedlight SB-R200) выдвинутые на руках брекета в сторону насекомого подсветили таракана с боков. Их свет шёл почти параллельно плоскости спила ствола и падал на насекомое под небольшим углом. Регулируя мощность боковых вспышек и меняя их положение относительно объекта съёмки можно получать ту или иную световую картину.

К сожалению многовспышечные системы имеют ярко выраженные недостатки, из-за которых их используют не так много фотографов:

  • Высокая цена. Многовспышечные системы, очевидно, позиционируются производителями как специализированный продукт и по этой причине они весьма дороги. Покупка, например, двухспышечной системы Nikon R1C1 обойдется дороже, чем самая дорогая, топовая вспышка Speedlight SB-5000 от того же производителя (700 и 600 долларов, соответственно). Нам известен лишь один относительно бюджетный вариант – Macro Twin Flash KX-800. Эта 2-х вспышечная система стоит всего 300 долларов США, однако, мы неоднократно встречали в сети жалобы на её низкое качество и ненадёжность. 
  • Громоздкость. Системы из нескольких вспышек, как правило, более тяжёлые и объёмные, чем одновспышечные. 
  • Высокий порог входа для эффективного использования. Применение многовспышечных систем предполагает, что фотограф обладает глубокими познаниями познаниями о работе с искусственным светом в макро.

3. Системы макровспышек от различных производителей

В настоящее время на рынке представлено несколько систем вспышек, предназначенных для использования в макросъёмке. Например, у компании Canon есть такая система как Macro Twin Lite MT-24EX и её более современная версия Macro Twin Lite MT-26EX-RT. У компании Olympus имеется STF-8 Macro Twin Flash, подробный обзор которой был сделан известным макро фотографом из Сингапура Ники Беем. Перечисленные системы являются проводными, то есть сами вспышки связаны с управляющим блоком посредством кабелей. Помимо проводных систем освещения существуют и беспроводные, например, Nikon R1C1 и Meike MK-MT24. В беспроводных системах синхронизация вспышек осуществляется либо по инфракрасному каналу, либо по радиосигналу. Вне зависимости от метода синхронизации, производители систем макро-вспышек предполагают их крепление на переднем конце объектива фотокамеры с помощью специальных колец. При таком способе размещения получается достаточно компактная и очень удобная при работе в природе конструкция.

Комплект Nikon R1C1 со вспышками, установленными на объективе.

К сожалению, крепление вспышек на объективе имеет критически важный для серьёзной макрофотографии недостаток, а именно, невозможность использования рассеивателей большой площади. Для получения мягкого освещения требуется, чтобы плоскость рассеивателя, располагалась на ощутимом расстоянии от поверхности излучателя вспышки. Этим достигается большое по площади световое пятно. Но если сами вспышки находятся на переднем конце объектива, то такие рассеиватели будут либо попадать в поле зрения объектива, либо, если используется объектив с умеренным фокусным расстоянием (50-60 мм), вообще упираться в объект съёмки. 

Для выноса вспышек в стороны от корпуса камеры используются специальные крепления, называемые в фотографии брекетами. Брекеты могут иметь самую разнообразную конструкцию и форму. Однако, в  макросъемке, где использование двух вспышек является в определенном смысле мейнстримом, наиболее распространены двурукие брекеты, предполагающие одновременное использование как минимум 2-х вспышек (дополнительные вспышки могут присоединяться к уже установленным в брекете или крепиться в горячий башмак камеры).

Двурукие брекеты являются чрезвычайно удобным инструментом для макро-фотографа. Возможность вынести вспышки в стороны от тела фотоаппарата или его объектива позволяет осветить объект съемки с нужной в данной ситуации стороны: сверху, сбоку или даже снизу, добиваясь нужного эффекта. Кроме того, вынос вспышек на некоторое расстояние от камеры позволяет использовать рассеиватели большого размера, обеспечивающие наиболее качественный, мягкий свет.

Двурукими брекетами пользуются, для примера, такие известные фотографы как Niky Bay и Emanuele Biggi

4. Представленные на рынке типы брекетов для вспышек

В настоящее время на рынке представлено огромное число  брекетов, позволяющих крепить две вспышки на камере, но все это разнообразие можно условно разделить на две группы.

1. Брекеты с неподвижным или ограниченно подвижным (в одной плоскости) креплением вспышек.

В простейшем случае такой брекет представляет собой пластину, которая вкручивается центральным винтом в штативное гнездо камеры, а вспышки неподвижно располагаются по сторонам от её корпуса. Брекеты подобного типа широко представлены на рынке во множестве модификаций. 

Существуют и более продвинутые системы этого типа, например, Macro Bracket Support SKU 330B, в котором вспышки могут перемещаться в горизонтальной плоскости и даже имеется механизм приведения камеры в вертикальную позицию. 

2. Брекеты с двумя гибкими, “жгутовидными” руками. 

Руки у брекетов этого типа могут иметь различную конструкцию, но общим для них является то, что они дают возможность перемещать вспышки в любой плоскости. Рассмотрим две наиболее удачные модели этого типа, которые мы сами активно использовали в съёмке макро.

Следует также сказать, что концепции рук движущихся в одной плоскости и “жгутовидных” рук могут быть комбинированы в одной системе. Нам не знакомы коммерческие версии подобных брекетов, но, самодельной конструкцией подобного рода пользуется, например, макрофотограф из Израиля Илья Луцкер.


4.1. Брекет Fotopro DMM-903/DMM-903s

Брекеты DMM-903 и DMM-903s идентичны по конструкции и, если не указано иное, дальнейшее обсуждение относится в равной мере к обоим из них. Итак, этот брекет представляет собой очень удачную конструкцию, состоящую из Т-образного основания и двух суставчатых рук.

Брекет Fotopro DMM-903.

Плюсы:

  • Удобство в работе. Руки брекета позволяют гибко настраивать положение каждой из вспышек в пространстве, добиваясь нужного в конкретной сцене освещения. 
  • Возможность регулировки жёсткости каждого сочленения. Под резиновыми накладками сочленений скрыты головки болтов, которые посредством вращения шестигранника можно ослаблять или затягивать, регулируя необходимое усилие для сгиба руки в конкретном сочленении.
  • Большое Т-образное основание даёт возможность ставить камеру на землю, не боясь испачкать ни её тело, ни объектив.
  • Основания рук вынесены ближе к переднему краю объектива, что позволяет более эффективно использовать их более эффективно, учитывая их небольшую длину.
  • Брекет очень компактный и легкий (420 гр.).

Минусы:

  • Склонность к откручиванию от камеры. Основание брекета сконструировано таким образом, что площадь прижима к телу камеры очень небольшая. Из-за этого при ходьбе брекет постепенно откручивается, появляется люфт, и, время от времени, его необходимо заново поджимать. 
  • Низкое качество пластика сочленений рук. Пластик сочленений изначально достаточно хрупкий и, судя по всему, с годами происходит дополнительное его “усыхание”. В результате этого даже при аккуратном использовании может произойти поломка руки брекета. Важно заметить, что версия брекета DMM-903s сделана из более качественного материала, чем DMM-903.
  • Очень плохой, мягкий металл болтов, регулирующих жесткость сочленений. Углубление на головке легко срывается, после чего извлечение болта становится большой проблемой.
  • Руки довольно слабые, способны держать вес только лёгких вспышек.
  • Небольшая длина рук (21 см). К обсуждению данного недостатка мы вернемся немного позже.

Пара слов об отличиях Fotopro DMM-903 и DMM-903s. По сути, это абсолютно одинаковые модели, отличающиеся лишь более высоким качеством пластика у DMM-903s. Модель Fotopro DMM-903 в настоящее время снята с производства и больше не продаётся. DMM-903s на момент написания статьи можно приобрести только в одном интернет-магазине за 119 долларов США.  

Несмотря на перечисленные недостатки, данный брекет является крайне удачной конструкцией, завоевавшей любовь многих макрофотографов по всему миру. Легкий и удобный, с хорошим соотношением цена/качество DMM-903s без сомнения может удовлетворить потребности большинства любителей макросъёмки. Тем не менее, оба автора этой статьи вначале пришли к использованию брекета Novoflex UNIMARM, а потом и к самодельному, кастомному брекету. Почему это произошло?  Выше уже упоминалось, что у этого брекета руки имеют небольшую длину. При съёмке объектов небольшого размера это не является проблемой: расстояние между передней линзой объектива и предметом съемки невелико и вспышки, находящиеся на руках брекета освещают его с боков, создавая объемное освещение. Но когда необходимо  снимать объекты большого размера (например, крупных жуков, стрекоз или прямокрылых) расстояние между ними и объективом возрастает и вспышки на руках брекета начинают светить на них не с боков, а спереди. В результате получаются фотографии с некрасивым, плоским освещением. Таким образом, брекет с длинными руками необходим, чтобы “дотянуться” вспышками до крупных объектов съемки и создать объёмное освещение.

4.2. Брекет Novoflex UNIMARM

Итак, после продолжительного пользования брекетов Fotopro DMM-903 авторы этой статьи приобрели брекеты Novoflex UNIMARM. Основным конструктивным отличием данного брекета от вышеописанной модели являются цельные, а не собранные из отдельных элементов руки. Руки сделаны из плотно закрученной в спираль толстой стальной проволоки квадратного сечения со специальной бороздкой для скрепления витков между собой. Снаружи руки брекета одеты в термоусадочную пленку. 

Брекет Novoflex UNIMARM.

Плюсы:

  • Большая длина рук, дающая возможности вынести вспышки далеко вперёд и, соответственно, подсвечивать объекты съёмки с боков.
  • Благодаря своей жёсткости, руки могут выдерживать вес даже тяжёлых профессиональных вспышек, не сгибаясь под их весом.
  • Надёжность конструкции. Брекет Novoflex UNIMARM производит сильное впечатление солидного немецкого качества. Конструкция собрана очень крепко, нет никаких люфтов и разболтанности. Тем не менее, стоит отметить, что через несколько месяцев эксплуатации у брекета первого автора пластиковое основание брекета всё-таки сломалось.
  • Модульность конструкции. При необходимости руки брекета, идущие в комплекте по умолчанию можно открутить, заменив на более короткие.
  • Руки брекета заканчиваются очень удобными шаровыми головками. Несмотря на то, что сам Novoflex UNIMARM мы больше не используем, эти шаровые головки перекочевали на наши новые кастомные брекеты.

Минусы:

  • Очень большой вес (1300 г). Комплект, состоящий из профессиональной камеры, макрообъектива (90-100 мм), трёх вспышек (две на руках брекета и одна в горячем башмаке камеры) и самого Novoflex UNIMARM весит более трёх килограммов, что слишком много для продолжительной работы. Важно заметить, что когда руки брекета максимально вытянуты в сторону объекта съемки, из-за их веса в совокупности с весом самих вспышек центр тяжести системы сильно смещается вперёд. Вследствии этого держать камеру неудобно: запястье правой руки от перенапряжения быстро устаёт и возникает острое чувство дискомфорта.
  • Ограниченная подвижность рук. Несмотря на то, что руки сами по себе довольно длинные (примерно 48 см с учётом головок), из-за их высокой жёсткости они сгибаются хорошо только в средней части. Руки невозможно согнуть непоредственно у основания и поэтому реальная длина «рабочего отрезка» намного меньше и не превышает 37 см.
  • Избыточное усилие сгиба. Из-за высокой жёсткости материала, уже упомянутой выше, для сгиба рук требуется приложить серьезное усилие. Наша практика показала, что это очень сложно сделать одной рукой на весу. Чтобы изменить положение рук брекета приходится останавливаться и изгибать каждую обоими собственными руками. Если камера используется с батарейным блоком (польза использования блока совместно с Novoflex UNIMARM обсуждается ниже), то усилие частично передаётся на крепление блока к телу камеры и может его повредить. У второго автора статьи, через несколько недель интенсивной эксплуатации брекета произошло смещение контактов батарейного блока вследствие чего при определенных углах наклона, камера начала отключаться.
  • Неудобство хвата камеры. Площадка брекета очень широкая и сильно выступает по сторонам от тела камеры. Участок площадки, выступающий справа, сильно снижает удобство удержания камеры, подпирая руку снизу. Данная проблема решается только установкой батарейного блока, что однако, требует дополнительных финансовых затрат, увеличивает вес и без того тяжёлой системы и мешает при съемке от уровня земли.
  • Блокировка доступа к батарейному отсеку, из-за больших размеров площадки. Чтобы сменить батарею приходится вначале ослабить винт, удерживающий брекет, а затем повернуть площадку, чтобы получить возможность открыть крышку батарейного отсека. В полевых условиях заниматься этим сложно и требует иметь с собой шестигранную отвертку. Как и предыдущая проблема, эту можно решить только установив батарейный блок, открывающийся не вниз, а в сторону.
  • Неустойчивость системы. На нижней стороны площадки расположены две огромные пластиковые «шайбы». Из-за них фотоаппарат с установленным брекетом неустойчив и при попытке поставить на землю заваливается вперёд или назад, что безумно неудобно в полевых условиях.
  • Высокая цена. На момент написания статьи (ноябрь 2019 года) Novoflex UNIMARM стоит в российских интернет-магазинах около 17 000 рублей, что совсем недёшево.

Таким образом, Novoflex UNIMARM хотя и обеспечивает очень высокое качество подсветки, обладает внушительным списком недостатков и, по нашему мнению, является довольно нишевым продуктом, мало подходящим для широкого круга любителей макрофотографии.

5. Наша трёхвспышечная система освещения

В результате накопленного в ходе продолжительного использования описанных выше систем опыта у первого автора данной статьи родилась идея сконструировать собственную систему, состоящую из трёх элементов:

  1. Брекет
  2. Рассеиватели на вспышках
  3. Рассеиватель на объективе. 

По замыслу эта система должна была объединить в себе плюсы плюсы брекетов DMM-903 (лёгкость и удобство) и Novoflex UNIMARM (большая длина рук), позволить легко и быстро крепить рассеиватели на сами вспышки, а также, в конечном итоге, быть удобной при съёмке в живой природе.

Система была разработана первым автором данной статьи (Иваном Науменко) и являлась попыткой сделать что-то более крепкое и с более длинными руками, чем у имеющихся в продаже вариантов. Изначально сочленения брекета были изготовлены из стоматологического материала, использующегося для производства зубных протезов, но в результате они оказались хрупкими и не выдержали проверки. В дальнейшем мастер из г. Находка Евгений Геннадьевич Кондратов с помощью специального ПО, создал 3D модель сочленений, а также основания будущего брекета и изготовил их из металла.

5.1. Кастомный брекет

Как и в рассмотренных выше брекетах наш состоит из основания, которым он крепится к телу камеры и длинных рук, на вершинах которых сидят вспышки.

Собранный кастомный брекет.

5.1.1. Основание брекета

Основание имеет ассиметричную форму в виде прямоугольника с двумя длинными выступами, на концах которых сидят руки брекета. Выступы смотрят вперёд и в стороны и, таким образом, руки брекета выглядывают из под объектива, что с одной стороны позволяет сократить требуемую длину рук, а с другой не увеличивает габариты камеры, позволяя удобно работать среди кустов и веток деревьев. Оба выступа имеют сквозные вырезы, служащие для облегчения веса конструкции. Кроме того, на правом выступе имеется углубление для удобства размещения пальцев в случаях, если если кольцо фокусировки объектива располагается близко к основанию брекета, как, например, у объектива Laowa 15mm f/4 Wide Angle Macro.

Устройство основания брекета.

Основание спроектировано с расчётом того, чтобы площадь соприкосновения с нижней частью камеры была максимальной, сохраняя при этом доступ к батарейному отсеку. Для дополнительного увеличения прочности сцепления брекета с телом камеры в основание врезаны специальные жесткие резинки. Для крепления брекета к телу камеры используется винт с резьбой ¾  со стандартным для фототехники шагом. 

На концах выступов находятся вкрученные на резьбе шарики из нержавеющей стали, к которым подвижно прикрепляются руки брекета. Эти шарики являются  единственной частью конструкции, сделанной не из дюралюминия и поэтому достаточно тяжелы. Но, как показал наш опыт, использование дюралюминия здесь приводит к быстрой поломке, так как именно на эти шарики приходится основная нагрузка.

В задней части основания находится крепление шестигранника, который используется для регулировки жёсткости сочленений и поджима рамки, рассеивателей вспышек. 

Основание брекета подходит под такие камеры как Canon EOS 5D, 5D Mark II, 5D Mark III, 5d mark IV, а также Nikon D800, D810 и  D850. Скорее всего, оно подойдёт и под многие другие камеры, но возможности протестировать это у нас не было.

5.1.2. Руки брекета

Наиболее конструктивно сложной частью нашего брекета являются его руки, состоящие из отдельных сочленений, соединённых между собой так называемыми гантельками – деталями в виде цилиндра с 2-мя шарообразными головками. Количество сочленений в руках можно, а также длину гантелек можно подбирать в зависимости от стоящих перед фотографом задачами. Например, в зоне умеренного климата, где объекты съёмки обычно небольшого размера удобно использовать руки небольшой длины. Напротив, в тропиках, где немало крупных насекомых и других беспозвоночных более эффективны длинные руки.

Разобранное сочленение руки брекета.

Каждое сочленение состоит из 2-х половинок, которые стягиваются парой винтов. Детали сочленения имеют довольно сложную форму и имеют вырезы, уменьшающие их вес. В передней и задней частях находятся углубления, в которые входят головки гантелек.  Длина каждого сочленения составляет 55 мм, а вес 32 гр (две половинки вместе). Наличие 2-х (а не одного, как в случае DMM-903 и DMM-903s) стягивающих винтов позволяют регулировать нагрузку на каждый шарик по отдельности. Это важно, так как чем ближе сегмент находится к основанию брекета, тем больше на него приходится нагрузки за счет эффекта плеча и веса вспышек. По этой причине каждый последующий винт (при движении снизу вверх) нужно затягивать чуть сильнее предыдущего. Этим обеспечивается прочность позиционирования рук в нижней их части и хорошая подвижность в верхней.


Гантельки изготавливаются из дюралюминия или прочного капролона. Так как нижние сочленения приходится максимальная нагрузка мы устанавливаем там дюралюминиевые гантельки, а в верхних сочленениях – капролоновые.


5.2. Рассеиватели

Рассеиватели вспышек являются важнейшим элементом нашей трёхвспышечной системы освещения. Вспышки без рассеивателей действуют как точечные источники и, если они являются основным источником освещения, создают жёсткую световую картину с провальными, чёрными тенями и бликами выбитыми в белизну. Благодаря рассеивателям свет вспышек становится мягким, а фотографии приобретают профессиональное техническое качество. На протяжении ряда лет мы пользовались самыми разными рассеивателями.

У второго автора за основу были взяты матерчатые рассеиватели от безвестного производителя, которые продаются у многих китайских продавцов на aliexpress.com (например здесь или здесь). У таких рассеивателей есть неоспоримые достоинства в виде низкой цены, очень малого веса и возможности увеличивать светорассеивающие свойства путём присоединения к ним дополнительных листов материалов типа изолона или полупрозрачного пластика. Эксперименты с такими рассеивателями описывались в этой статье. К сожалению, такие рассеиватели не очень удобны в процессе фотографирования в живой природе. Во-первых, их достаточно сложно надёжно закрепить на головках вспышек, особенно таких маленьких как Nikon SB-R200 или Meike MK-R200. Второй автор использовал для этого самоклеющиеся липучки, но они со временем (особенно во влажном климате) имеют тенденцию к отклеиванию от поверхности вспышек. Вторая и более существенная проблема заключается в том, что рассеиватели из мягкого материала легко съёживаются, если ими случайно задеть ветви деревьев, кустарники или траву. Необходимость постоянно их поправлять раздражает и утомляет. 

Первый автор ранее применял рассеиватели от известного производителя Falcon Eyes (без сотовой насадки). Качество этих рассеивателей значительно выше, чем у китайских, описанных выше. Они сделаны из достаточно жёсткого пластика и по этой причине хорошо держат форму; их можно легко модифицировать, добавляя дополнительные листы светорассеивающего материала. Тем не менее, они не лишены недостатков, таких как избыточный вес (220 грамм), недостаточной для интенсивной работы в полевых условиях прочности (через пол-года они начали рваться).

5.2.1. Рассеиватели на вспышках

Рассеиватели на вспышках состоят из 3 частей:

  1. Рамка из дюралюминия.
  2. Спицы.
  3. Пластина светорассеивающего материала.

Вес всего рассеивателя составляет всего 62 грамма. Рассмотрим каждую из этих частей подробнее.

Рамка из дюралюминия служит для фиксации всей конструкции на головке каждой из вспышек. Рамка вырезана точно по форме вспышки и снабжена в нижней части винтовым зажимом, что позволяет намертво зажать её на головке вспышки. Первые прототипы наших рамок не имели такого винта, что приводило к риску утери всего рассеивателя, если он, например, цеплялся за ветку. В рамке имеются 4 наклоненных на 21 градус отверстия с резьбой, которые служат для присоединения спиц. На настоящий момент разработаны 2 версии рамок: для вспышек Godox TT350 и Meike MK-R200.

Рамка рассеивателя для вспышки Godox TT350.

Вспышка Meike MK-R200 и рамка рассеивателя для неё.

Спицы рассеивателя, изготовленные из стекловолокна толщиной 2.2 мм являются гордостью нашей конструкции. Благодаря свойствам материала, спицы обладают невероятной прочностью при почти нулевом весе. Наш опыт показывает, что одна спица может выдержать нагрузку более 15 килограмм. Снаружи они одеты в чёрную термоусадочную плёнку.

Спицы рассеивателя.

С нижней стороны спица вклеена цианоакрилатом в высокопрочный винт из станочной закаленной стали. Цианоакрилат удобен тем, что он разрушается после нагревания до 200 градусов, а при температуре свыше 400 градусов – выгорает полностью. Это даёт возможность разъединить склеенные участки (если вдруг произошел слом стекловолокна) в полевых условиях простым нагревом зажигалкой. Для присоединения спицы винт высверлен на глубину 10 мм. С учётом того, что мы использовали винты с твёрдостью 12.56 единиц (для сравнения, винты обычно используемые в бытовых целях имеют прочность 4-8 единиц) на просверливание одного винта уходило до 4-х свёрл из быстрорежущей стали.


На верхнем конце спица вклеена в длинную двустороннюю гайку. Нижним концом спица вкручивается рамку, закреплённую на головке вспышки, а на верхнем конце происходит крепление пластины светорассеивающего материала. Вся конструкция достаточно просто собирается и разбирается с помощью шестигранники или просто пальцами.

Место соединение спицы с рассеивателем.

Пластина светорассеивающего материала. Для смягчения света вспышек в нашей системе используется плотный, гибкий матовый пластик, вырезанный из светорассеивателей от больших светодиодных потолочных светильников. Для рассеивателей вспышек применяются пластины размером 220 х 140 мм. Поверхность пластины находится на достаточно большом (16.5 см) расстоянии от излучателя вспышки, чем достигается большое световое пятно и, соответственно, высокая мягкость освещения. Крепление осуществляется с помощью 4-х винтов под шестигранник м3, которые проходят через пластину и вкручиваются в резьбу на верхних концах спиц.

Разобранный рассеиватель.


5.2.2. Рассеиватель на объективе

Важным элементом нашей системы является большой рассеиватель, закреплённый на бленде объектива. Это рассеиватель служит для смягчения света центральной вспышки, закреплённой в горячем башмаке камеры. Размер его в нашем случае составляет примерно 35 х 30 см, но вообще он может варьировать. Мы выбирали размер таким образом, чтобы его размеры были достаточно большими для качественного рассеивания света, но при этом, чтобы он помещался в фоторюкзак. Прикрепление к бленде осуществляется с помощью специального кольца из дюралюминия, сделанного под размер бленды. Сам рассеиватель присоединен к кольцу при помощи винтов. Жесткость крепления к бленде достигается зажимным винтом который плотно стягивает кольцо, прижимая его к корпусу.



Рассеиватель имеет слегка изогнутую вперёд форму, что позволяет слегка накрывать небольшие объекты съёмки и, тем самым, добиваясь более равномерного освещения. Для придания изогнутой формы лист пластика закрепляется магнитами на поверхности чугунной ванны и нагревался строительным феном (температура 270 -280 градусов). Во время этого процесса важно не перегреть пластик, иначе материал становится более прозрачным, теряя необходимую для светорассеивания матовость.

5.3. О материалах, из которых изготовлена наша система

  1. Дюралюминий Д16.  Из этого сплава в нашем брекете сделаны основание, сочленения рук, рамки вспышек и часть гантелек. Материал лёгок, обладает достаточной прочностью и легко обрабатывается. Чтобы защитить детали из дюралюминия от царапин и окисления, он был подвергнут холодному химическо-электрическому анодированию. Это позволило достичь высокой износостойкости, ведь оксид алюминия по своей твердости лишь немного уступает алмазу. Благодаря его твёрдости, это покрытие сложно поцарапать, даже при помощи ножа. 
  2. Листовой светорассеивающий пластик толщиной 1.2 мм. Этот материал мы использовали для рассеивания света вспышек. Пластик отлично рассеивает свет за счет своей матовой структуры и при этом он достаточно прочен и гибок. При необходимости ему можно задать немного изогнутую форму, которую он сохраняет. Со временем он практически не желтеет, а при изменении цвета, щетка и моющее средство легко возвращают ему первозданную белизну.
  3. Капролон. Из этого материала сделаны верхние гантельки рук брекета. Он обладает приемлемой твердостью, прочностью на разрыв и скручивание, а при сдавливании внутри сочленения капролоновые головки гантелек мягко скользят по поверхности металла. Мы использовали капролон высокого качества советского производства. Этот материал хорошо обрабатывается на токарном станке, где ему придают нужную форму.
  4. Стекловолоконные трубки были использованы для крепления пластин рассеивателя к головкам вспышек. Диаметр трубок составляет всего 2.2 мм, но при этом они обладают потрясающей упругостью и способны выдерживать нагрузку более 15 кг.
  5. Твердосплавные винты. После многочисленных проблем с плохими винтами из мягкого сплава в брекете DMM-903 в нашей системе мы применяли только твердосплавные, закалённые винты с черным покрытием для большей эстетики.

5.4. Преимущества и недостатки кастомного брекета

Преимущества: 

  • Небольшой вес системы в целом (568 грамм) при длине рук 35 см. Вес бокового  рассеивателя составляет всего 62 грамма.
  • Модульность конструкции. В зависимости от ситуации можно использовать разное число боковых вспышек (от 0 до 2-х). При отсутствии центральной вспышки центральный рассеиватель легко снимается.
  • Есть возможность использовать рассеивающие пластины разной формы, и площади, второй автор в конце тропической экпедиции использовал не прямоугольные рассеиватели, а более крупные круглые, просто прикрутив их вместо прямоугольных, не меняя конструкцию. 
  • Высокая прочность конструкции.
  • Изменяемая длина рук. Путём добавления/уменьшения секций, а также применения гантелек нужной длины можно регулировать общую длину рук. Например в зоне умеренного климата лучше использовать более короткие руки. В тропиках, где много крупных членистоногих, руки можно удлинить.
  • Размеры адаптированные под фоторюкзак обычного размера. Фотоаппарат с брекетом и передним рассеивателем хорошо помещаются в стандартный фоторюкзак. Рассеиватели боковых вспышек легко крепятся снаружи рюкзака во время работы в полевых условиях либо разбираются и складываются внутрь для транспортировка на большие расстояния.

Недостатки:

  • Медленная настройка длины рук. Для того чтобы увеличить или уменьшить длину рук необходимо с помощью отвертки разобрать и собрать 2 сегмента и тщательно отрегулировать силу затяжки винтов. 
  • Винты сегментов рук необходимо время от времени дополнительно подкручивать, чтобы предотвратить ослабление сжатия. 
  • Система в сборе довольно “разлапистая”, имеет большие габариты, что может затруднять работу с ней в поле.
  • Цена и сложность в производстве. Система довольно дорогая (более 20 000 рублей на момент 2019 года) и требует при производстве дорогостоящее оборудование (станок ЧПУ), а также мастера с  огромным опытом работы на этом станком. Помимо этого мы заказывали у одного из у мастеров судоремонтного завода г. Владивостока анодирование деталей, что также является очень сложной процедурой. Всего, при изготовлении всего комплекта были задействованы 4 специалиста различных профилей.  

6. Фотографии системы в сборе


7. Примеры снимков


8. Заключение

Оба автора статьи провели интенсивные испытания трёхвспышечной системы и сделали многие тысячи снимков как на территории Приморского края, так и в ходе экспедиции на остров Борнео. Как результат система продемонстрировала себя с лучшей стороны. Несмотря на определенные, перечисленные выше недостатки она позволяет получать высочайшее качество освещения при съемке всех объектов, с которыми приходится иметь дело макрофотографу: насекомые, паукообразные, моллюски, мелкие позвоночные, грибы, цветы растений и т.д. 

Если кто-то из читателей заинтересован в приобретении описанной системы, он может обратиться к первому автору (Науменко Иван, ivan_dv@mail.ru).

9. Полезные ссылки

Текстовые статьи:
Омелько Михаил. Немного о свете при макросъемке.
Александр Соснин. Макро-охота со вспышкой.
Владимир Блинов. Обеспечение качественной подсветки при макросъемке.
Евгений Фёдоров. Изготовление рассеивателя для вспышки в домашних условиях.
Kurt Orion. Full Flash Macro Photography tips

Полезные форумы на macroclub.ru:
Трехвспышечный кронштейн в подробностях.
Обсуждение статьи «Макро-охота со вспышкой».

Видеообзоры на YouTube:
Stanislav Snäll. How to use diffusers and reflectors.
Thomas Shahan. Lighting for Macro Photography and Review of the Venus KX-800 Twin Flash.
An Introduction To Macro Photography.

Благодарности

Евгению Геннадьевичу Кондратову (г. Находка) – человеку, реализующему наши идеи в железе. 
Демидову Виктору Петровичу – токарю, изготовившему гантельки рук брекета.
Илье Луцкеру – макрофотографу из Израиля за ценные комментарии по черновику данной работы и фотографии пластинчатого брекета.