Боярская писаница: Древние рисунки под открытым небом

Жарким августовским днем наша команда открыла для себя памятник изобразительного искусства тагарской культуры.

Так повелось. Некоторые представители квакшиной команды неровно дышат к разнообразным петроглифам – древним наскальным изображениям, выбитым или нанесённым краской на каменной основе. И вот, при посещении Хакасии наш автомобиль вынужден был свернуть с трассы, соединяющей Абакан и Красноярск, и направиться в сторону Боярской писаницы.

Дорога в сторону села Троицкое. Вид с хребта Бояры. Фото: Артём Недолужко

Умудренные опытом предшественников, мы не верили в Яндекс Навигатор и составленный им маршрут. Свернув в сторону села Абакано-Перевоз, мы стали искать съезд в хакасскую степь, разыскивая подходящую на наш взгляд просёлочную дорогу. Как выяснилось, дорог здесь немало, но верную мы так и не нашли. Поэтому, бросив свой вездепроходец среди журчащих степных цикад, мы отправились к писанице пешком.

Хакасская степь в районе Боярской писаницы. Фото: Артём Недолужко

Уже во время нашей прогулки через, на удивление цветущую степь, нам стало очевидно, что съезд к Боярской писанице находится на границе села Троицкое (при движении из Абакана). Если же доверять навигации от Яндекса можно заложить солидный крюк (20 километров по просёлочной дороге) и потерять в пути около получаса дополнительно.

Хребет Бояры в Хакасии. Фото: Артём Недолужко

Кстати, название Боярская писаница не имеет никакого отношения к сливкам феодального общества Восточной Европы. Этот созданный носителями тагарской археологической культуры арт-объект находится на юго-западной стороне хребта Бояры (с хакасского «Пойар таг» переводится как Священная гора).

Изображение косули на Боярской писанице. Фото: Артём Недолужко

Боярская писаница впервые была изучена в начале прошлого века выдающимся сибирским археологом, путешественником и этнографом Александром Васильевичем Адриановым (1854 – 1920), а затем детально исследована Марианной Арташировной Дэвлет (1933 – 2021).

Ученые выделяют два комплекса петроглифов в рамках одного памятника – Большую и Малую Боярские писаницы, на которых изображен быт населения Минусинской котловины. Именно рубленые избы и юрты, выбитые на девонском песчанике Боярского хребта, предполагают двойственность быта носителей тагарской культуры. Одна часть населения, судя по всему, вела оседлый образ жизни, а другая – кочевой.

Крупный рогатый скот изображённый на Боярской писанице. Фото: Артём Недолужко

Считается, что лучшее время для посещения писаниц – раннее утро или поздний вечер. Время, когда солнечные лучи ложатся на древние изображения под максимально острым углом, подчеркивая их рельеф. С этим было нельзя не согласиться и при нашем визите на Боярскую писаницу в августовский полдень многие изображения различались с трудом, а современные вандалы, оставившие свои следы поверх древних писаниц, и вовсе испортили наш вдохновленный настрой.

Боярскую писаницу рекомендуем посещать ранним утром или поздним вечером. Фото: Артём Недолужко

В настоящее время Боярская писаница музеефицирована, здесь установлен щит с информацией о юридическом статусе памятника, но при этом физическая охрана отсутствует.

Другие культурные и природные достопримечательности России ищите на нашей карте!