Покорение Алибека

Заметка о том, как не следует покорять горы – повесть о маленьком приключении длиной в 12 часов. Читайте и набирайтесь опыта. Горы ошибок не прощают!

Мы приехали в Домбай не случайно, хотя готовились к этой поездке весьма сумбурно, захватив с собой лишь распечатки описаний маршрутов, которые, к слову сказать, оказались скупыми, а также карту, обнаруженную с боем в Интернете.

Домбай со стороны ущелья реки Аманауз. Фото: Недолужко А.В.

Сразу хочу отметить, что при поисковом запросе – «Домбай + маршруты», вы получите массу ссылок зачастую бесполезных, поскольку ТОП-50 страниц реклама туристических агентств, которые предлагают себя и своих проводников. С одной стороны если вы хотите комфортно прогуляться по горным тропинкам, то ваш вариант – квалифицированный проводник, а если вы любите полагаться только на себя, то лучше идти самостоятельно. Как показал наш опыт, присутствие большой группы людей не позволяет увидеть все красоты природы, поэтому мы искренне советуем не полагаться на фирмы, а тронуться в путь, следуя нашим рекомендациям и рекомендациям других самостоятельных путешественников…

Панорама гор Северного Кавказа. Фото: Недолужко А.В.

Нашей отправной точкой был поселок Домбай, в котором мы весьма удачно сняли квартиру. Исходя из рекомендаций, вычитанных в интернете, были выбраны три направления, одним из которых был Алибекский водопад, Турье озеро и Алибекский ледник.

Дорога к леднику Алибек. Фото: Недолужко А.В.

Наивно полагая, что путь будет недолог, мы вышли в 8-30 утра из Домбая, ожидая вернуться к обеду. Рассуждая таким образом, наша группа, состоявшая из двух человек, направила свои стопы в сторону туристического лагеря Алибек, последнего населённого пункта на нашем пути к намеченной цели. Мы шли по лесной дороге, которая пролегает на ущельем, где гремит и бушует (особенно по весне) река Алибек, а сверху начинается непролазный подъем с вековыми соснами – это склоны горы Семенов-Баши (3602 метра). Здесь, по словам местных жителей, обитает множество животных, в том числе бурые медведи. Встреча с косолапыми не входила в наши планы, все наши помыслы были посвящены Алибеку.

Гора Семенов-Баши (3608 м). Фото: Недолужко А.В.

В какой-то момент дорога вышла на равнину, и справа открылось кладбище альпинистов – место, где хоронят людей, погибших в горах. Несколько десятков могил и строки из песни Владимира Высоцкого служат предостережением для всех тех, кто направляется в горы.

Вход на Кладбище Альпинистов. Фото: Недолужко А.В.

…Нет алых роз и траурных лент,

И не похож на монумент

Тот камень, что покой тебе подарил…

В. Высоцкий

Кладбище альпинистов. Фото: Недолужко А.В

После посещения кладбища альпинистов мы вышли к десятку домов – туристическому лагерю Алибек. Здесь заканчивается грунтовая дорога и по различным направлениям тянутся тропы на гору Сулахат (3409 метров), на Алибекский ледник, к Алибекскому водопаду.

Водопад. Фото: Недолужко А.В.

Особо отмечу, что все наиболее интересные маршруты Домбая пролегают в припограничной зоне и для комфортного нахождения здесь необходимо либо самостоятельно оформить пограничный пропуск в Черкесске, либо воспользоваться услугами турфирм (мы подали свои паспортные данные в фирму Ростов.ру, чей филиал находится в Домбае).

Алибекский водопад. Фото: Недолужко А.В.

Тропинка вела нас дальше. В первую очередь мы отправились к Алибекскому водопаду, который, несмотря на август, встретил нас шумом ниспадающей воды. Полюбовавшись величием водных струй, мы познакомились с безродной дворнягой, которая с удовольствием согласилась стать нашим лохматым гидом по системе: «меняю пищу на компанию». Путь к Алибекскому леднику пролегал по достаточно грязной лесной тропинке, которая затем резко перешла в крутой подъем с валунами и корнями деревьев. Наше продвижение замедлилось, но мы упрямо шли к цели, некоторое время спустя на небольшой площадке, где некогда была избушка лесника, был сделан привал. Выпив воды и передохнув, наша группа двинулась дальше, иногда оглядываясь на зеленеющую лесами долину реки Алибек. Спустя некоторое время мы вышли на каменистое плато, по которому протекали холодные струи горных ручьев…

Лохматый гид по Домбаю. Фото: Недолужко А.В.

Здесь нас ожидало первое испытание. Переправа через бурлящий ручей малоприятное занятие, вода постоянно пытается сбить вас, а окоченевшие ноги то и дело сводит судорогой. Кстати, ручьи переходят не все туристы, пожилая пара после непродолжительных раздумий направилась к спуску.

Бурные реки, стекающие с кавказских гор. Фото: Недолужко А.В.

Перейдя ручей, мы, сами не заметив того, сбились с проторенной обычными туристами тропы и двинулись «дорогой» альпинистов, выйдя на гребень, мы увидели фигурки людей, легко передвигающихся по склону Алибекского ледника. Это придало нам сил, знали бы мы в тот момент, что люди, которые шли по льдам были отлично экипированы и одели не только специальную обувь, но и «кошки» на нее.

Алибекский ледник. Фото: Недолужко А.В.

Спустившись с гребня, мы оказались у «языков» Алибекского ледника, которые были «припорошены» каменистыми обломками селей. Бездумно, не опасаясь провалиться, наш отряд вступил на ледник и медленно «пополз» вверх…

Ледяной "язык" ледника. Фото: Недолужко А.В.

Каюсь, я и не подозревал, что через некоторое время начнется голый лед, на котором ноги разбредались в стороны как у коровы. Получив несколько ссадин, мы решились подниматься на основное плато ледника в обход, по его краю. И тут, мы снова, сами того не подозревая, пошли на риск. Места сочленения ледника с грунтом наиболее опасны, поскольку здесь идет процесс интенсивного таянья льда. Рискуя своим здоровьем, а то и жизнью, мы забрались на плато сбоку и поняли, что дальше идти бессмысленно. С левой стороны от нас высился неприступный ледник, а справа вздымались каменистые кручи Тебердинского хребта. И тут… мы вспомнили про Турье озеро, несмотря на то наша траектория отклонилась от основной тропы для туристов, мы решили рискнуть и стали штурмовать каменистую горку, устремив свои взгляды на водопад, который «падал», как я предполагал, в Турье озеро. На этот подъем ушли последние силы.

Подъем. Льды Алибека. Фото: Недолужко А.В.

Руки, горящие от ссадин, не сгибающиеся колени, снег, срывавшийся с набегавших туч, но мы не ощущали этого: на небольшой площадке в удалении от нас паслись кавказские туры – самка и три козленка. Дрожащими руками я принялся накручивать телевик на свой фотоаппарат и ринулся вниз, потеряв рюкзак. Подбираясь все ближе и ближе, я фотографировал серию за серией, и вдруг… выяснилось, что туры меня не боятся, более того, самка тура изъявила желание познакомиться со мной. Это уже не входило в мои планы. Одно дело иметь дело с домашними козами, а другое с диким животным, я закричал и замахал руками, после чего животные удалились. Позже оказалось, что проводники, приводящие сюда туристов, оставляют здесь хлеб, видимо, для привлечения туров.

Пробиваемся к Турьему озеру, окольными путями. Фото: Недолужко А.В.

Встреча с кавказскими турами украсила наш день, а какое счастье было найти тропинку, которая вела вниз. Спускаясь по ней, мы устало глядели себе под ноги, но вдруг что-то блеснуло впереди, там, за каменной стеной, изумрудной слезой лежало вожделенное Турье озеро, которое стало последней точкой нашего 12 часового приключения. Далее мы спустились к поселку Домбай, сварили глинтвейна и выпив по стакану, заснули мертвецким сном.

Самка кавказского тура - Capra caucasica. Фото: Недолужко А.В.

Выводы. Что необходимо иметь в горах при однодневных походах:

– Не поленитесь приготовить карты и описание маршрута, лучше возьмите компас и навигатор.

– Идя в горы, помните, что промокать категорически запрещено, даже если речь идет о ногах. Возьмите специальную обувь и сменные носки.

– При передвижении по ледяным склонам не обойтись без «кошек», одеваемых на обувь, и ледорубов, которые помогают сохранять равновесие.

– Будьте крайне осторожны, заходя на тающие «языки» ледника, – существует большой шанс  – попасть в промоину под массами льда.

– Теплая одежда крайне важна. На Алибекском леднике в августе шел снег.

– Запаситесь спичками и фонариком, на случай непредвиденной задержки.

– В пути необходимы: провизия, вода и аптечка.

Турье озеро. Фото: Недолужко А.В.

Эти и другие фотографии с поездки в Домбай можно посмотреть в нашей фотогалерее.

P.S. Рекомендуем к прочтению статью нашего сайта-партнера Touristclub.com.ua : Несчастные случаи в горах от Алекса Кушнарева