Яков Бухвостов: Бить нещадно и каменное дело закончить

Историки архитектуры заслуженно считают его одним их основоположников «нарышкинского» стиля.

Крепостной зодчий  оставил после себя богатейшее архитектурное наследие. Запись в государевых бумагах о наказании за задержку сдачи церкви в подмосковном селе Уборы – это часть немногого, что известно о нем современным исследователям.

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Уборах, построена 1690—1697 гг. архитектором Бухвостовым. Фото: Недолужко А.В.

Яков Бухвостов – русский архитектор, родившийся в селе Никольское-Сверчково (расположено неподалеку от Клина – примечание автора) в конце 17 века. Точные даты его жизни неизвестны, а вся его биография составлена благодаря заключенным подрядам на строительство и дошедшим до нас строениям, расположены которые в окрестностях Москвы и Рязани.

Спасская церковь в селе Уборы выстроена в нарышкинском стиле. Фото: Недолужко А.В.

Первое упоминание о Бухвостове гласит, что в 1681 году он участвовал торгах на постройку каменной церкви Воскресения на Пресне в Москве, но проиграл, однако уже 1690 году зодчий выполнял работу по возведению келий Моисеева монастыря (на этом месте сегодня находится гостиница Националь – примечание автора).

Лепнина храма Спаса Нерукотворного Образа. Фото: Недолужко А.В.

В 1694-1697 года Яков Бухвостов занимался возведением каменных стен Новоиерусалимского монастыря, возводя надвратную церковь в честь Входа Господня в Иерусалим, которая была взорвана немцами в 1941 года, но затем восстановлена. Бухвостов хватался за выполнение многих проектов и в какой-то момент не укладывался в сроки, затягивая строительство церкви в имении боярина Петра Васильевича Шереметева.

Взбешенный сановник пожаловался на зодчего в Приказ каменных дел, однако, мастер ушел от ареста, и, спустя время, договорился с заказчиком на новые сроки, которые также не смог исполнить, попадав в тюрьму с резолюцией: «Бить нещадно и каменное дело закончить». Шереметев, понимая, что подобный приговор грозит полной остановкой строительства, смягчился и дал Бухвостову еще один шанс – в конце 1697 года строительство храма Спаса Нерукотворного Образа в Уборах успешно завершилось. 

Ансамбль Рязанского кремля. Фото: Недолужко А.В,

Кстати, причиной задержки строительства в Уборах послужил замечательный проект по возведению Успенского собора Рязанского кремля, также построенного в стиле «нарышкинского барокко». Кроме Успенского собора Яков Бухвостов возвел в Рязани и области архиерейские каменные житницы, «соловенные» палаты и четыре церкви — Георгиевскую, Екатерининскую, Ильинскую и Фроловскую.

Успенский собор (слева) Рязанского кремля детище архитектора Якова Бухвостова. Фото: Недолужко А.В.

Последней известной работой зодчего считается храм в московском районе Троице-Лыково, который является одним из последних религиозных сооружений, выполненных в  «нарышкинском» стиле. Умер Яков Григорьевич Бухвостов в начале 18 века, оставив после себя богатейшее архитектурное наследие.

Главный вход в Ново-Иерусалимский монастырь. Фото: Недолужко А.В.

Эти и другие фотографии подмосковного храма Спаса Нерукотворного Образа в Уборах можно посмотреть в нашей фотогалерее. Другие культурные, архитектурные и природные достопримечательности ищите на нашей карте!