Хрусловка: Усадьба железнодорожного короля
Немного об отечественных автомобилях и покорении усадьбы фон Мекк в Тульской области.
Многие пишут, что подержанная иномарка всегда лучше российского автопрома. Возможно, для кого-то это так, но у меня другая история. Лада Калина Спорт (1.4 литра, 16 клапанов) – моя вторая машина, первым был “кореец”, который проездил под моим руководством 35 тысяч километров и на момент продажи его пробег перевалил за 210 тысяч.
Начиная с момента покупки, продукт из «Страны утренней свежести» только и делал, что ломался, естественно, как новичок, сам под капот я лезть не решался и на ремонт уходили существенные суммы. В целом, за полтора года машина съела около 90 тысяч рублей на запчасти, расходники и работу мастеров, которые, к слову, попадались разного уровня опытности. За каких-то полтора года пришлось поменять радиатор, рычаги подвески, амортизаторы, рулевую тягу. Намучившись вдоволь, я пришел к выводу, что новая машина всегда лучше старой. Финансы поджимали настолько, что я обратил свой взгляд на отечественного производителя – Приора, Гранта и прочая «классика» были отвергнуты, после этого мой взгляд остановился на Калине Спорт 1.4, которая и стала моим вторым боевым конем.
Среди приятного у этой машинки – короткая рулевая рейка, 2 подушки безопасности, подогрев зеркал, заднего стекла и передних сидений. Проехал на Калине уже 16000 км и кое-какие впечатления она уже оставила – Вишенка (машина названа в честь героини романа Поля де Кока – примечание автора) покорила Приэльбрусье, видела белокаменную Владимиро-Суздальскую Русь, забиралась в самые дебри Тверской области.
И вот, по воле провидения, ей, молодой и уже многое повидавшей, был «брошен вызов» – на одном сайте для владельцев внедорожников я прочитал информацию об усадьбе фон Мекка в Тульской области. Неизвестный автор писал, что усадьба труднодоступна, и добраться до нее можно только пешком. Наша команда ни в коем разе не собиралась доказывать преимущества нашего крохотного русского автомобиля, но получилась так, что Калина еще раз утерла нос всем антагонистам АвтоВаза, без труда забравшись к самой усадьбе фон Мекк…
Усадьба фон Мекк в Хрусловке (Тульская область) связана с династией железнодорожных магнатов, приехавших на заработки в Россию из Швеции. Сами здания усадьбы были построены младшим сыном Карла Оттона Георга фон Мекк (1821-1876) – Максимилианом. Карл Оттон Георг был подрядчиком многих железных дорог в России, в том числе и Московско-Рязанской ветки, которая была сооружена совместно с другим знаменитым российским железнодорожным дельцом – Павлом фон Дервизом, чья усадьба в Кирицах (усадьба принадлежала роду фон Дервизов и была построена сыном железнодорожного магната – примечание автора) считается одной из главных достопримечательностей Рязанской области. Любители музыки фамилию фон Мекк знают благодаря Надежде Филаретовне фон Мекк (1831-1894) (урождённой Фроловской) – матери Максимилиана фон Мекк, которая прославилась как покровительница российского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Именно благодаря этой женщине Петр Ильич смог оставить преподавание в Московской Консерватории и всецело предаться творчеству. Надежда Филаретовна содержала композитора почти до самой его смерти в ноябре 1893 года.
Хрусловская усадьба была построена младшим сыном Надежды Филаретовны и Карла Оттона Георга – Максимилианом фон Мекк (1869-1950), который жил здесь вплоть до своей свадьбы в 1895 году. В начале XX века усадьба была продана помещикам Толмачевым, а в 1917 году национализирована. С 1923 года в зданиях, отстроенных архитектором Борисом Жулдыбиным в стиле романтизма, разместился Хрусловский детский дом им. Фомина, а с 1984 года здесь предполагалось организовать пансионат, но перестройка внесла в эти планы свои коррективы. Ныне усадьба пустует. Отрадно, что главное здание покрыто крышей из нержавеющей стали, на его стенах появилась надпись – частная собственность. Это дает надежду на то, что Хрусловский дворец будет восстановлен.
Добраться из Москвы до усадьбы в Хрусловке, очень легко. Двигайтесь по трассе М4 (Дон) вплоть до поворота на Хрусловку (не доезжая до Венева), далее необходимо проехать через деревню и оставить машину на площадке сразу после железнодорожного переезда, либо поехать по проселочной дороге, отходящей от этой площадки вплоть до главного здания усадьбы.
Эти и другие фотографии усадьбы в Хрусловке можно посмотреть в нашей фотогалерее. Другие культурные и природные достопримечательности ищите на нашей карте!