Весна в Борисоглебском монастыре
Ростовский Борисоглебский монастырь встретил нас талыми ручьями, несущими миллионы песчинок в направлении арки надвратной Сретенской церкви, чарующей тишиной и черно-белой беременной кошкой, греющейся под лучами мартовского солнца.
Повидавшие многое безмолвные монастырские стены, закрытые на замок храмы и облупленные фрески южных ворот волнуют воображение, перенося все твоё существо назад сквозь века. Но секундное откровение прерывается крошечной бабочкой – крапивницей, сорвавшейся с лика Богородицы, а спустя пару минут благолепие и вовсе прерывается гомонящей толпой паломников, заполняющих обитель …
Согласно преданию, место для этого монастыря выбирал сам Сергий Радонежский. Он же благословил на создание обители двух иноков – Федора и Павла. Спустя пару веков, пожалуй, самый известный насельник монастыря, преподобный Иринарх Затворник (1547 – 1616) в стенах Борисоглебской крепости благословил на ратный подвиг Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского, собиравших ополчение на защиту Родины от польских интервентов.
Ростовский Борисоглебский монастырь процветал вплоть до правления императрицы Екатерины II, которая в рамках программы секуляризации церковных владений передала его земли своему фавориту – Григорию Григорьевичу Орлову (1734 – 1783). С тех пор «домашний» монастырь московских царей утерял свое былое величие.
После революции, в 1924 году, Борисоглебский монастырь был упразднен – здесь разместились хозяйственные учреждения, среди которых были даже склады по заготовке льна и зерна. В это время многие монастырские ценности были утеряны. В настоящее время обитель вновь передана церкви, представляя собой весьма унылое зрелище, подобное тому которое, наверное, испытал и описал Виктор Гюго в первых строках своего знаменитого «Собора Парижской Богоматери»:
«Позже эту стену (я даже точно не припомню, какую именно) не то выскоблили, не то закрасили, и надпись исчезла. Именно так в течение вот уже двухсот лет поступают с чудесными церквами средневековья. Их увечат как угодно – и изнутри и снаружи. Священник их перекрашивает, архитектор скоблит; потом приходит народ и разрушает их …»
Перечитывая классиков, вновь и вновь поражаешься цикличности истории, ничто не меняется – созидание, забвение и разрушение неразрывны – они происходили, происходят и будут происходить.
Эти и другие фотографии Ростовского Борисоглебского монастыря можно посмотреть в нашей фотогалерее. Другие культурные, архитектурные и природные достопримечательности ищите на нашей карте!