Голубое зеркало Горного Алтая
Повторный штурм Большого Актру. К ледникам Актру мы ходили еще в прошлом году, однако недостаток времени заставил нас отказаться от посещения Голубого озера. Настойчивость и жажда достигнуть цели привели Квакшу к жемчужине горно-ледникового бассейна Актру в августе 2016.
В Курай мы приехали в сумерки, однако нам не пришлось долго искать ночлег – уютные домики мы арендовали рядом с въездом в село (стоимость 2000 рублей за домик – примечание автора), рядом с магазином. Вообще, туристы являются главным источником дохода местных жителей, поэтому арендовать недвижимость посуточно в этих местах предлагает каждый второй, хотя в летний сезон даже этого может оказаться недостаточно.
Чтобы подстраховаться мы всюду возили с собой палатку, которая нам ни разу не пригодилась. В Курае мы не только славно выспались, но и умудрились арендовать УАЗ, который впоследствии отвез нас к базовому лагерю Актру.
Первоначально планировалось одолеть половину пути к леднику на экспедиционном Рено Дастер и арендовать проходимую машину уже на «Перевалке» (база на пути к Актру, где кончается сносная грунтовка – примечание автора), однако, видя нашу настойчивость и держа в уме конец туристического сезона, хозяйка наших курайских апартаментов сделала нам значительную скидку – вместо 7000 рублей мы заплатили 5500 рублей за поездку к подножию Актру на видавшем виды старом советском УАЗе, который было не так жалко, нежели арендованное дитя французского автопрома. В дороге мы ни разу не пожалели, что отказались ехать на своей машине. УАЗ, несмотря на всю свою убогость, показал, что отечественные инженеры трудились над ним не зря.
К слову, до «Перевалки» можно доехать и на «пузотерке», если знать правильную дорогу в курайской степи. Автомобилисты зачастую выбирают кратчайший путь и в итоге упираются в болото, где рассекает алтайскую нецелебную грязь лишь отечественная спецтехника. Рекомендация от Квакши: Переехав мост через Чую, выбирайте наиболее правую дорогу – она будет длиннее, но зато доведет вас до «Перевалки» и не заставит искать трактор.
Путь к базовому лагерю Актру занял утомительные два часа тряски и скрипа всех возможных частей УАЗа, однако мы без проблем достигли нашей цели, откуда расходятся туристические маршруты разной степени сложности и проходимости.
Как и в прошлом году, мы направились на покорение Большого Актру и Голубого Озера. Этот маршрут считается наиболее сложным радиальным выходом для неподготовленного туриста; необремененные грузом и группой мы одолели подъем за каких-то два часа, учитывая остановки на отдых, коих набралось немало, особенно при почти вертикальном подъеме по тропе между Бараньими лбами.
Не задерживаясь у правого языка ледника Большой Актру, мы отправились по склону морены на покорение Голубого озера. Некоторые туристы ошибочно выбирают набитую тропку по телу ледника, однако это не самый простой путь, предполагающий сложный подъем в конце маршрута. Голубое озеро считается конечной точкой в Актру для неподготовленного путника (высота 2840 метров), отсюда же начинаются настоящие альпинистские маршруты к алтайским вершинам. Спортивные группы, как правило, разбивают здесь лагерь для акклиматизации и последующих радиальных выходов к местным достопримечательностям.
Спуск от Голубого озера и ледника менее трудоемкий: Он отнял у нас около часа, которые пролетели очень быстро. Перекусив на скорую руку, мы отправились в обратно в Курай. Впереди нас ожидали многочисленные достопримечательности Горного Алтая.
Эти и другие фотографии трека на Актру можно посмотреть в нашей фотогалерее. Другие культурные и природные достопримечательности ищите на нашей карте!