Вымершая землеройка Малого Хингана

— Видите камень вон тот придорожный?

— Камень как камень… обычный.

— Возможно. Как бы о нем поточнее узнать?

Надо Науку на помощь позвать.

«След колесницы» Ефим Ефимовский

ЧАСТЬ I. ДОЛГАЯ РАБОТА

Летом 2017 года состоялась палеонтологическая экспедиция в пещеру Коридорная под руководством д.б.н. проф. М.П. Тиунова. За несколько лет до этого он заложил здесь шурф и обнаружил, что рыхлые отложения пещеры содержат кости. Это горизонтальная пещера, расположенная в восточных отрогах Малого Хингана на левом берегу реки Амур в Еврейской автономной области. Участники экспедиции копали шурфы, носили извлеченный грунт к ручью, где промывали его на мелких ситах (с ячеей 1 мм). Мы живем в XXI веке, поэтому знаем, что для науки важны не только крупные кости, но и мелкие, обычно незаметные невооруженным глазом в глине при раскопках. После окончания работ в город привезли крупные кости и много мешков промытого грунта-концентрата, состоящего из мелких камушков и костей.

Но это только часть работы. В лаборатории предстояло разобрать концентрат, это очень кропотливая работа, для которой используют пинцеты и увеличительные приборы (лупы или даже бинокуляры). С помощью этих инструментов кости вынимают из грунта и сортируют по принадлежности к той или иной группе животных: рыбы к рыбам, амфибии к амфибиям, еще были рептилии, птицы, грызуны, рукокрылые, хищные, копытные, зайцеобразные, насекомоядные и, конечно же, огромное количество неопределимых фрагментов костей.

И вот, просматривая отобранные кости мелких млекопитающих, исследователи увидели одну необычную челюсть. Она была размером с челюсть некрупного грызуна. Но, судя по форме и строению, принадлежала землеройке (которые в своем большинстве мельче грызунов). Предстояло выяснить, какому виду она принадлежит. Но для начала необходимо было тщательно, но очень аккуратно очистить эту челюсть от глины, которая к ней прочно пристала за все то время, которое находилась в грунте в пещере.

Нижняя челюсть малой беремендии.

ЧАСТЬ II. ЧТО ЗА ЗВЕРЬ?

Это была нижняя правая челюсть, у которой хорошо сохранились отростки (к ним крепятся мышцы, соединяющие череп с нижней челюстью) и четыре зуба (премоляр и три моляра), но оказалась обломанной передняя часть с двумя резцами. Путем сравнения формы и размеров с современными видами и ископаемыми находками удалось установить, что челюсть принадлежала малой беремендии (Beremendia minor Rzebik-Kowalska, 1976).

Это вымерший вид, причем вымершим является не только этот вид, но и все остальные виды рода. Возраст находок малой беремендии в Европе колеблется от раннего плиоцена до среднего плейстоцена (~3 млн. лет назад – 700 тыс. лет назад), в Азии – с раннего плиоцена до раннего плейстоцена (~3-2 млн. лет назад).  Но в пещере Коридорной она была найдена в позднеплейстоценовых отложениях, возраст которых, согласно радиоуглеродной датировке, составляет около 49 тыс. лет (Voyta et al., 2020).

В чем же дело? Тут возможны два варианта: либо малая беремендия действительно обитала здесь в позднем плейстоцене, то есть существенно позже, чем где-то еще, либо эту челюсть занесло из более древних отложений в более молодые, то есть произошло переотложение. Для выяснения ситуации обнаруженную челюсть сравнили с другими челюстями этого вида, найденными в других местонахождениях с помощью методов геометрической морфометрии.

Было выдвинуто предположение, что за долгое время существования вида происходят постепенные морфологические изменения его тела, в том числе скелета, то есть челюсти одного вида из плиоцена и позднего плейстоцена (между ними более ~2 млн. лет) должны различаться по форме. Сравнение найденной челюсти с другими известными находками показало их высокое сходство, в связи с чем был сделан вывод, что они жили примерно в одно время, а значит находка из пещеры Коридорной такая же древняя, как и остальные беремендии (Voyta et al., 2020).

Что вообще известно науке о малой беремендии? Род беремендия был описан еще в 1934 году (Bermendia Koromоs, 1934), с тех пор успели сделать реконструкции его самого распространенного вида – беремендия фиссиденс (B. fissidens Pétenyi, 1864). Это была крупная землеройка, весом 40-45 г (Cuenca-Bescos & Rofes, 2007). Для сравнения, крупные современные землеройки (уссурийская белозубка, гигантская бурозубка, водяная кутора) весят 16-26 г., а почти самая мелкая (крошечная бурозубка) – 1,7-2,5 г. (Нестеренко, 1999). В длину челюсть малой беремендии сопоставима с современными крупными землеройками – уссурийской белозубкой и гигантской бурозубкой (Рис. 1Б,В), но более массивная. В то жевремя, малая беремендия была меньше, чем фиссиденс и весила, возможно, около 30-35 г. Беремендии были ядовитыми землеройками, считается, что у них была ядовитая слюна, которая при укусе по специальному желобку на резцах прицельно попадала в место укуса (Cuenca-Bescos & Rofes, 2007; Rofes & Cuenca-Bescos, 2006). Вероятно, это позволяло ей поедать более крупных животных. Возможно, она могла запасать парализованных слюной жертв, как это делают современные куторы (об этом можно прочитать в нашей статье про кутору).


Рис. 1. Нижняя челюсть разных видов землероек. А – малая беремендия; Б – уссурийская белозубка; В – гигантская бурозубка; Г – шаньдуньская белозубка; Д – крошечная бурозубка; Е – беремендия фиссиденс. Фотографии автора, рисунок из Reumer, 1984.

Часть III. ИСТОРИЯ ОДНОЙ ЗЕМЛЕРОЙКИ

О чем же нам говорит именно эта находка? Ну, во-первых, о том, что здесь в окрестностях пещеры когда-то обитала малая беремендия. Мы не знаем было ли их много или мало, на протяжении какого времени они здесь жили, что собой представляла территория в то время и кто еще здесь обитал. Но мы точно знаем, что однажды одного такого зверька съел хищник. Это была взрослая беремендия с умеренно сточенными зубами (у всех животных с возрастом зубы стачиваются). Мы не можем определить, что это был за хищник, но знаем, что современные землеройки являются несъедобными для многих хищных млекопитающих (об этом можно почитать в нашей статье «Землеройки-белозубки: уссурийская и шаньдуньская»). Обычно землеройки становятся кормом для представителей семейства куньих, енотовидной собаки, хищных птиц. В данном случае землеройка стала добычей хищного млекопитающего. Она была съедена и переварена. Следы переваривания видны на белой эмали и поверхности костной ткани, обломаны хрупкие выступающие части – угловой отросток и передняя часть челюсти, в то же время сама челюсть сохранилась достаточно хорошо.  Этот хищник часть своей жизни проводил в пещере Коридорной и оставил там свои экскременты.

По каким причинам хищники проводят время в горизонтальных пещерах? Они могут использовать их как временные укрытия от непогоды, логова для выведения потомства, припрятывать крупную добычу, кормиться здесь, охотясь, например, на летучих мышей.

Следующим этапом было захоронение челюсти. Но на этом все не закончилось. Окатанности выступающих частей челюсти говорят о том, что место захоронения было размыто и какое-то время кость омывалась водой. Позже челюсть опять была захоронена уже в позднеплейстоценовых отложениях, содержащих кости соответствующих видов животных, где ее и нашли.

Список позднеплейстоценовых млекопитающих из пещеры Коридорной (по предварительным данным): шесть видов бурозубок, кутора, два вида белозубок, обыкновенная белка, бурундук, северокитайский цокор, серая крыса, красно-серая полевка, лесной лемминг, несколько видов серых полевок, волк, лисица, бурый медведь, соболь, несколько видов куньих рода Mustela, свинья, кабарга, косуля, лось, благородный олень (Voyta et al., 2020).

Материал из пещеры Коридорной все еще находится в процессе исследования, поэтому есть вероятность внесения некоторых коррективов в выводы. 

Камень в овраге лежит придорожном…

Камень – простой? Или, может быть, сложный?

О камне ты все ли узнал, Человек?

Наука поможет! Не каменный век!

Литература

  • Нестеренко В.А. Насекомоядные юга Дальнего Востока. Владивосток: Дальнаука, 1999. 172 с.
  • Cuenca-Bescos G., Rofes J. First evidence of poisonous shrews with an envenomation apparatus. Naturwissenschaften. 2007. 94. P.113–116. DOI 10.1007/s00114-006-0163-5
  • Reumer J.W.F. (1984) Ruscinian and early Pleistocene Soricidae (Insectivora, Mammalia) from Tegelen (The Netherlands) and Hungary. Scripta Geologica, 73, 1-173.
  •  Rofes J., Cuenca-Bescos G. First Evidence of Envenomation Salivary Apparatus in Fossil Shrews (Mammalia).  The Society of Vertebrate Paleontology. 2006. P. 116A.
  • Voyta L.L., Omelko V.E., Tiunov M.P. and Vinokurova M.A. When beremendiin shrews disappeared in East Asia, or how we can estimate fossil redeposition. Historical Biology. 2020.DOI 10.1080/08912963.2020.1822354