Полёвка чандолазская – «особенный» зуб из пещеры Медвежий Клык
Вымерший грызун, населявший некогда Сихотэ-Алинь.
Но, волной набегая, тронул вальс берега…
А вокруг голубая, голубая тайга!
Чандалаз. Так назывался хребет Лозовый до 1972 года. Другой вариант написания через букву «о» – Чандолаз. Переводится с китайского как «большая длинная скала» (согласно Википедии). И действительно, это достаточно компактный хребет-«скала» протяженностью 7-11 км (как считать), шириной около 2 км. Его самая высокая точка – Чертов Утёс возвышается над уровнем моря на 756 метров.
Чандалаз находится в южном Сихотэ-Алине, сложен известняками рифогенного происхождения. В пермском периоде (~250-300 млн. лет назад) это было морское дно, но в результате тектонических сдвигов образовался хребет. Из-за такого прошлого в известняках Чандалаза можно найти окаменевшие остатки морских лилий, мшанок, фораминифер.
Поскольку хребет сложен известняками, он имеет ряд особенностей. Во-первых, в нем много пещер (да и других форм карста тоже). Здесь находится самая глубокая пещера Приморского края – Соляник (до недавнего времени она была самой глубокой на Дальнем Востоке).
Растительность Чандалаза имеет свою специфику даже по сравнению с другими территориями Приморского края (Дудкин, 2004). За счет большой площади выхода известняков здесь произрастают уникальные растения-кальцефилы и ксерофиты. Разнообразие рельефа обуславливает наличие здесь лесной растительности, луговой, степной, скальной и, как ни странно, прибрежно-морской. Из прибрежно-морских растений здесь произрастают некоторые злаки, шиповник Максимовича, подорожник камчатский, вероятно, поселились они здесь еще в то время, когда хребет был частью побережья. Сейчас от Чандалаза до побережья 23 км.
Палеогеографические изменения обуславливают наличие здесь реликтовой флоры высокогорий и среднегорий, а также низкогорной флоры. Чандалаз является резерватом уникальных экосистем и рефугиумом южных (термофильных) растений. На древность флоры указывает высокое видовое разнообразие папоротников.
И, конечно, нельзя не добавить, что Чандалаз – удивительное место, он прекрасен в любое время года!
В пещерах Чандалаза неоднократно проводились палеонтологические раскопки. В пещере Медвежий Клык мы, совместно с членами Владивостокского клуба спелеологов, производили раскопки с 2005 по 2008 гг. Они не завершены. Это вертикальная пещера-колодец, входное отверстие которой расположено на самом гребне северной части хребта и экспонировано вверх. Глубина пещеры 17,5 метров. В процессе раскопок был выкопан шурф глубиной 5,4 метров.
В результате раскопок были извлечены сотни тысяч костных остатков разных животных: рыбы, амфибии (хвостатые и бесхвостые), рептилии (змеи, ящерицы), птицы, млекопитающие (насекомоядные, рукокрылые, зайцеобразные, грызуны, хищные, парнокопытные). Найдены раковины почвенных и наземных моллюсков, разнообразные фрагменты хитинового панциря жуков. В верхних (голоценовых) слоях отложений были обнаружены остатки растений – ветки, кора, семена. Абсолютное большинство находок было представлено костями мелких млекопитающих.
Одной из многочисленных групп являются полёвки. Это мышевидные грызуны семейства хомяковые (Cricetidae), подсемейства полёвочьи (Arvicolinae). В настоящее время на территории Приморского края обитает три вида полёвок: дальневосточная, красная и красно-серая. Изучив ископаемые находки, мы выяснили, что в позднем плейстоцене их здесь было больше (Omelko et al., 2020). Дополнительно здесь обитали полёвка-экономка, полёвка Максимовича и монгольская полёвка, а также амурский и лесной лемминги, которые тоже относятся к полёвочьим. Они сейчас обитают севернее – в Хабаровском крае, Амурской области и дальше на север и на запад.
Полёвки – одна из сложных для определения групп. Особенно по костям. Особенно по изолированным. У полевок по три жевательных зуба на верхней и нижней челюсти с каждой стороны (подробно, как они выглядят и как расположены на челюсти можно посмотреть в онлайн-определителе полёвок). Достоверно видовую принадлежность полевок можно определить по первому коренному зубу (моляру) нижней челюсти (М1).
В отложениях пещеры Медвежий Клык было обнаружено 7096 таких зубов полевок и 616 зубов леммингов. И вот среди них специалисты обнаружили один «особенный» зуб (рис. 7). Чем же он был «особенный»? При определении полевок оценивают разные структуры зуба: корни, цемент, эмаль – ее толщину в разных частях зуба, какие она формирует складки или, возможно, другие структуры (все эти детали также можно посмотреть в определителе). С помощью электронного микроскопа изучили ультраструктуру эмали.
С учетом комплекса признаков специалисты пришли к выводу, что этот зуб принадлежал полёвке рода мимомис (Mimomys Forsyth-Major, 1902). Представители этого рода обитали в Палеарктике (Северная Евразия) и Неарктике (Северная Америка) в плиоцене-середине плейстоцена (~3-0,6 млн. лет назад). В Европе этот род вымер около 600 тыс. лет назад. На основе этих же признаков установили, что этот зуб отличается от зубов всех известных в настоящее время видов, поэтому был описан новый для науки вид – полёвка чандолазская (Mimomys chandolensis Tiunov, Golenishchev et Voyta, 2016).
Позже в пещере Тетюхинской было найдено еще три изолированных зуба, принадлежащих полёвкам рода мимомис (Mimomys sp.), они не были определены до вида, но вполне вероятно, что они принадлежат той же чандолазской полёвке.
Самый главный вопрос – когда этот вид обитал здесь? Радиоуглеродные датировки отложений с находками соответствуют ~40-45 тыс. лет назад. Не трудно заметить, что этот возраст существенно меньше, чем возраст рода мимомис. Самый простой вариант – предположить, что произошло переотложение, то есть более древний материал (зубы полёвок) попал в отложения более молодого возраста. Однако, исследователи (Tiunov et al., 2016; Borodin et al., 2018) высказали другую точку зрения. Основываясь на том, что зубы чандолазской полёвки находят в позднеплейстоценовых отложениях в разных местонахождениях, есть вероятность, что этот вид действительно обитал здесь до позднего плейстоцена (45-40 тыс. лет назад), а не до среднего (600 тыс. лет назад), как в других регионах. Это могло быть обусловлено тем, что в течение плейстоцена здесь были стабильные экосистемы, позволяющие обитать виду в почти неизменных условиях. В то же время, полностью исключить факт переотложения материала и более древний возраст вида пока нет возможности.
Литература
- Берсенев Ю.И. Карст Дальнего Востока. М.: Наука, 1989. 172 с.
- Бородин А.В. Определитель зубов полевок Урала и Западной Сибири (поздний плейстоцен – современность). Екатеринбург: УрО РАН, 2009. 100 с.
- Дудкин Р.В. Флора известняков юга Приморского края. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата биологических наук. Владивосток: типография ЧП Ермаков, 2004.
- Borodin A., Tiunov M., Strukova T. & Zykov S.2018. New finds of Mimomys in the Late Pleistocene cave deposits in Russia. In: INQUA Section on European Quaternary Stratigraphy Quaternary. Stratigraphy in Karst and Cave Sediments. P. 15.
- Omelko V.E., Kuzmin Y.V., Tiunov M.P., Voyta L.L. & Burr G.S. 2020. Late Pleistocene and Holocene small mammal (Lipotyphla, Rodentia, Lagomorpha) remains from Medvezhyi Klyk Cave in the Southern Russian Far East. Proceedings of the Zoological Institute. Vol. 324, No. 1, pp. 124-145.
- Tiunov M.P., Golenishchev F.N. & Voyta L.L. 2016. The first finding of Mimomys in the Russian Far East. Acta Palaeontologica Polonica. Vol. 61, No. 1, pp. 205-210.